Главная /
Франция / Статьи / Основы современный судебной системы во Франции /
Основы современной судебной системы Франции были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе пере-ходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоуст-ройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) — решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов администра-тивной юстиции).
Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и ад-министративных дел. Это правило не распространяется на уголовную юстицию: считается нормальным, что при ее осуществлении осужденное лицо несет расходы в отношении причиненного ущерба обществу и отдельным лицам. Еще один прин-цип — равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотре-ние дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями.
По общему правилу (за исключением судов присяжных) уголовные и граж-данские суды находятся в одном судебном учреждении. Судебная система Фран-ции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви — собственно судебную систему и систему административных судов.
В мире существуют две основные модели организации расследования пре-ступлений: французская и англо-американская. Во Франции расследованием пре-ступлений занимаются следственные суды, а также полиция и прокуратура в зави-симости от тяжести преступного деяния. Согласно же англо-американской системе расследованием преступлений занимается исполнительная власть.
Очевидно, что в основе распределения юрисдикций между следственным судьей и прокурором, полицией лежит тщательно продуманная концепция, опи-рающаяся на теорию разделения властей. Судебная власть не выполняет обвини-тельных функций и не подотчетна прокурору, тогда как исполнительная власть осуществляет уголовное преследование, формулирует и поддерживает обвинение, не принимая окончательных решений по уголовному делу. Взаимодействуя, тип процессуальных функции оказываются разделенными уже на предварительном следствии, что и отличает состязательный уголовный процесс от инквизиционно-го. Вершина треугольника - следственный судья, его нижние угловые точки – об-винение и защита, равноправные стороны, полемика которых приводит в конечном счете к принятию законных и справедливых решений.
|