Главная /
Франция / Статьи / Типография во Франции /
Французская типография имеет длительную и весьма интересную историю. Начало развития типографии можно отнести к Сорбонне, богословскому отделению Парижского университета. Приор Сорбонны Иоганн Хейнлин и ректор университета Гильом Фише в 1469 году вызвали из Германии типографщиков, на вызов отозвались три типографщика из Мюнстера: Ульрих Геринг, Михаил Фрибургер и Мартин Кранц, которые прибыли в Париж в 1470 году.
Первая типография была ими устроена в одной из зал Сорбонны. Здесь они напечатали первую книгу – собрание писем итальянского гуманиста Гаспарена де Бергам, в 1476г. — первое во Франции издание Библии. Первым изданием на французском языке были «Большие французские хроники».
Таким образом, первая типография во Франции не носила частного характера, а являлась подсобным предприятием при научном учреждении. Впрочем, такое положение продержалось недолго. Когда в 1473 году Фише уехал в Рим, а Хейнлин в Базель, типографию перенесли из здания университета в отдельное помещение и она стала обычным частным предприятием. За три года работы из типографии Сорбонны вышло 23 книги; редакторами всех изданий были те же Фише и Хейнлин, содержание книг было преимущественно гуманистическое.
Другая типография возникла в 1473 году по инициативе немецких рабочих Ивана Столля и Петра Цезариуса. Ко времени смерти Ульриха Геринга в 1510 году в Париже насчитывалось уже более 50 типографий. Но на завезенное из Германии искусство печати французы смотрели как на «чисто техническое подспорье», и немецкие мастера, вызываемые для установки типографского оборудования, были не более чем послушными исполнителями воли издателя.
Постепенно французы освоили типографское дело и стали печатать книги на своем родном языке. До конца XV века выпускались сочинения в духе средневековой традиции, но так как читательский интерес к ним падал, и уже существовала новая национальная литература, проникнутая идеями Возрождения, печатники перешли на произведения французского классицизма. Правда, начало этому процессу положил не Париж, а Лион, который в течение полувека оспаривал у Парижа славу столицы книгопечатания. Деловая жизнь в Лионе била ключом, а на его ярмарки стекались купцы со всей Европы. К тому же продукция лионских печатников не подлежала цензуре Сорбонны, и книги и идеи циркулировали в городе так же свободно, как и товары. Интересно отметить, что первым лионским печатником был не немец, а француз — Гийом Ле-Руа (его деятельность приходится на 1473—1488-е годы), который учился в Венеции у Иоганна Шпейерского.
В последние десятилетия XV века в Лионе действовало около 40 типографий (против 60 в Париже), выпуская литературу, отмеченную сильным влиянием гуманизма. Значительный вклад внесли лионские печатники и в формирование книжной культуры, создав образцы редких по красоте шрифтов. Известным лионским типографом XV века был Иоганн Трексель. К сожалению, тенденция к чрезмерной централизации, свойственная развитию печатного дела во Франции, привела к тому, что после полувека интенсивной издательской деятельности вольный и трудолюбивый город Лион вынужден был в конце концов склонить голову перед всевластием Парижа (17, С. 64-65).
|